Лицензия на сбор, обработку, транспортирование, утилизацию, обезвреживание, и размещение отходов

С 01.07.2015 вступили в силу ряд положений Федерального закона от 29.12.2014 г № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (в редакции ФЗ от 29.06.2015 № 203-ФЗ), которые изменили стратегию лицензирования деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности:

  • - с 01.07.2015 г., лицензированию подлежаттакие виды деятельности по обращению с отходами, как: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности;
  • - «Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности», которые выданы предприятиям и ИП до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 01.01.2019 г.Предприятия, имеющие такие лицензии вправе переоформить их на «Лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»;
  • - «Лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» обязаны получить все юридические лица и ИП, которые осуществляют деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации до 01.01.2016 г.
  • - Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности после 01.01.2016 не допускается;

Перечень лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности составляют почти все виды деятельности, входящие в понятие «обращение с отходами» (кроме «накопление отхода»), кроме того, введен новый вид работ – «обработка отхода», определяемый как предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая сортировку, разборку, очистку отходов, (образование отходов не подлежит лицензированию).

Сведения, необходимые для оформления лицензии

3 октября 2015 г. Правительство РФ приняло Постановление № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», которым было принято ПОЛОЖЕНИЕ о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

  • для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходовI-IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I-IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
  • для работ по обработке, утилизации, обезвреживаниюотходов I-IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
  • для работ по транспортированиюотходов I-IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
  • для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещениюотходов I-IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности;
  • для работ по размещениюотходов I-IV классов опасности - проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I-IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с п.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Перечень документов для получения лицензии

Чтобы получить лицензию, соискатель предоставляет следующие документы:

  1. Заявление (по форме) с перечнем отходов (Внимание! Лицензия выдается только на конкретные виды отходы, включенные в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО)и видов работ. В заявлении приводятся номер записи о государственной регистрации юридического лица, данные о постановке предприятия на учет в налоговом органе (советуем сразу представить копии свидетельств и устава предприятия).
  2. Копии документов, подтверждающих наличие зданий, строений, сооружений, (обычно, это Свидетельство о государственной регистрации права)
  3. Копии документов, подтверждающих наличие оборудования и установок, необходимого для выполнения работ (бухгалтерские документы в виде Инвентарной карточки учета объектов основных средств или Акта о приеме-передаче объекта основных средств);
  4. Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, (паспорт транспортного средства, договор лизинга или купли-продажи);
  5. Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами. Допуск к деятельности в области обращения с отходами возможен только для работников, имеющих профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности. В Краснодаре такую подготовку проводят несколько образовательных учреждений на базе: Аграрного университета, Кубанского государственного и Технологического университетов, в Краснодарском филиале «Академии стандартизации, метрологии и сертификации»;
  6. Копию документа (обычно, приказ по предприятию), подтверждающего наличие в штате юридического должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I – IV классов опасности;
  7. Копию санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.
  8. Копию документа, подтверждающего уплату госпошлины за выдачу лицензии. На основании подпункта 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ (в редакции от 29.12.2014 г.) государственная пошлина за предоставление лицензии составляет 7500 руб.
  9. Соискатель вправе представить копии: Свидетельства о государственной регистрации Заявителя в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя); Свидетельства о постановке Заявителя на учет в налоговом органе.
  10. Опись представляемых документов.

Подготовка материалов для получения лицензии

Наиболее трудоемким при подготовке пакета документов для получения лицензии является получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам в Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю:

  1. Предприятие-соискатель лицензии должно иметь/разработать «санитарные паспорта» на отходы, с которыми планируется лицензируемая деятельность. Паспорта разрабатываются на основании санитарных правил СП 2.1.7.1386-03 по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления в ИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» или других сертифицированных организациях (количество организаций, имеющих право выполнять работу по определению класса опасности отходов по этим правилам в крае очень мало). Разработанные «санитарные паспорта», должны быть согласованы в «Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Краснодарскому краю».
  2. Экспертное заключение о соответствии санитарным правиламвыдает ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае». Пакет документов для получения экспертного заключения должен содержать: заявление о выдаче Экспертного заключения, пояснительную записку «Обоснование планируемой деятельности по обращению с отходами на предприятии», (перечень отходов и видов работ), паспорта отходов по санитарным правилам, документы, приготовленные для получения лицензии (смотри раздел Перечень документов для получения лицензии). Во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» производится документарная проверка представленных материалов и выездная проверка (зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и т.д.) на соответствие санитарным правилам, затем выдается Экспертное заключение.
  3. Санитарно-эпидемиологическое Заключение о соответствии санитарным правиламвыдает «Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю». Пакет документов включает: заявление о выдаче Санитарно-эпидемиологического заключения, положительное Экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», обосновывающие материалы (пакет документов, представлявшихся во ФБУЗ) передается в «Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю», которое и выдает Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которое планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами. Копия этого Санитарно-эпидемиологического заключения прикладывается к заявлению, которое соискатель лицензии подает для получения Лицензии.

Процедура сдачи материалов и срок рассмотрения

Пакет документов, включающий заявление с приложением документов (смотри раздел Перечень документов для получения лицензии) сдается в «Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея». Копии представляемых документов заверяются предприятием (нотариального заверения не требуется). При сдаче документов предприятие-соискатель лицензии должно представить оригиналы сдаваемых документов, чтобы подтвердить достоверность подаваемых копий документов.

Если соискатель планирует осуществлять деятельность по обращению с отходами на территории трех и более федеральных округов, то документы направляются в центральный аппарат Росприроднадзора для определения территориального органа Росприроднадзора, который будет выдавать лицензию; если деятельность планируется на территории менее трех федеральных округов, то соискатель направляет заявление и документы в территориальный орган Росприроднадзора по месту своей регистрации. (Из проекта Административного регламента…).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, лицензирующий орган в срок не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления, проведя документарную проверку и выездную с целью проверки соответствия соискателя лицензионным требованиям, принимает решение о предоставлении лицензии.

Стоимость работ

Стоимость разработки и подготовки документов для получения лицензии зависит от количества производственных площадок, количества видов отходов, от сложности технологических процессов и других факторов.

На основании исходных данных определяются сроки и стоимость выполнения работы. Индивидуальный подход в каждом конкретном случае позволяет предложить оптимальное соотношение цены и качества предоставляемых услуг.

При заказе более одного вида проектов предоставляется дополнительная скидка с возможностью рассрочки.

Для более точного определения цены рекомендуем заполнить следующую форму - опросник по лицензированию.

 

Ответственность за отсутствие лицензии на деятельность по обращению с отходами

Согласно п.2 ст.14.1 КоАП РФ:
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан - от 2 000 до 2 500 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на должностных лиц - от 4 000 до 5 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с п.1 ст.19.20 КоАП РФ:
Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан - от 500 до 1 000 руб.;
  • на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц - от 170 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нормативная документация

  1. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  2. Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 г № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности».
  3. Санитарные правила СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».
  4. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (Проект).
  5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом»
  6. Приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 № 73 «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».